Изучение казахской культуры

Featured Video Play Icon

Целью подобных занятий является формирование у младших дошкольников основ национального самосознания и любви к Отечеству.

У каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности. И наша задача брать на вооружение замечательные традиции народа, и широко использовать их. В этой связи представляется возможность шире использовать народную педагогику. Основным средствами пропаганды и реализации педагогической мысли казахов как этноса, выступают родной язык, народное творчество, символика, искусство, традиции, обычаи, обряды, народные игры и детские игрушки, пословицы, поговорки и загадки. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
На занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, рассказывая детям об искусстве казахского народа, об особенностях их национального костюма особое внимание детей обращаем на элементы казахского орнамента, его цветовую гамму, композицию. Закрепляем знания детей об элементах казахского орнамента на занятиях по развитию речи, рассматривая на картинках и иллюстрациях костюмы литературных героев, обстановку, в которой происходит действие. На занятиях аппликацией и конструированием изготовляли макеты юрты. Для рисования и аппликации выбрали орнаменты, доступные для восприятия детей: след барана, бутон тюльпана, рога барана, амулет.
На протяжении веков казахский народ сложил много ярких, глубоких по смыслу, обаятельных по образам художественных произведений. В казахских сказках говорится о любви к родному краю и о его простых и честных людях, воспевают бескрайние степи, скалистые горы, бурные реки, глубокие озера родного края. Многие герои сказок: Алдар –Көсе-остроумный, справедливый защитник бедняков; дед- Қанбақ шал-трудолюбивый, честный, смелый, добрый, находчивый, они воплощают идеалы казахского народа и очень полюбились нашим детям. Из этих сказок наши дети узнают о борьбе народов Казахстана против баев, несправедливости и жестокости
(«Алдар-Көсе», «Жадный бай», «Жиренше и хан»)
В нашем детском саду очень широко всегда и весело отмечается древний праздник казахского народа — Наурыз, день весеннего равноденствия, национальный праздник – Новый год. Считается, что в этот день обновляется вся природа, а люди должны простить все обиды друг другу и помириться.
В этот день в каждой семье и в нашем детском саду тоже накрывают щедрый дастархан. Для угощения детей готовим «наурыз — көже» из семи компонентов.
Огромное художественно богатство представляет собой народная музыкальная культура казахов. В сказаниях и легендах отразилась история народа, его сокровенные мысли и чаяния. Не только на музыкальных занятиях, но и на других занятиях мы рассказываем детям об айтысе – своеобразном музыкальном соревновании под аккомпанемент добры, даём возможность детям послушать исполнение мелодий на этом незатейливом инструменте. Кроме домбры знакомим детей с другим казахским национальным народным инструментом – қобызом.
Как и у всех народов, у казахов есть свои народные подвижные игры, спортивные национальные состязания. В детском саду народные игры служат не только средством развлечения во время праздников или отдыха, но и позволяют детям соревноваться в силе, ловкости, выносливости, меткости, воспитывают в детях смелость, решительность, чувство коллективизма, организованность.
Работая в группе с русским языком обучения и воспитания, мы никогда не забываем о том, что знакомство с культурным национальным наследием коренного населения должны идти параллельно со знакомством с традициями других национальностей, в частности, с русским. Ведь историческая судьба казахского народа тесно связана с русским народом.
Мы отмечаем, что целенаправленное приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям казахского народа оказывает благотворное влияние на формирование будущей личности, гражданина нашей страны.
Наш Казахстан притягивает к себе своими бескрайними степями, скалистыми высокими горами, чистыми реками и озерами, обширными лесами и пустынями. И от нас, педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, будет зависеть, научатся ли наши дети понимать красоту этой природы, потянуться ли к ней, будут ли поддерживать и развивать традиции и обычаи казахского народа и других народов, проживающих на территории нашей любимой Родины – Казахстана.

Related posts